Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
05
нояб 2014

В Кобринской синагоге торговали спайсом, пока не вмешалась прокуратура: судьба историко-культурных ценностей Брестчины

 

Валентина КОЗЛОВИЧ, «Советская Белоруссия»

В Государственный список историко–культурных ценностей включены 738 памятников Брестчины. Брестская крепость, Каменецкая башня, костел в пригородной деревне Чернавчицы и пункты Дуги Струве относятся к наивысшей категории по значимости и охране. Каждый житель нашей страны там был? Не уверена. Даже мне, изъездившей Брестчину вдоль и поперек, назвать хотя бы сотню из 738 проблематично.

Почему многие наши достопримечательности остаются терра инкогнита? Почему разрушаются, имея охранный статус? Прокуратура области провела проверку соблюдения законодательства об охране наследия, проанализировала туризм и пришла к выводу: сделать надо еще больше, чем сделали.

Пример того, как можно угробить памятник, находим в Каменецком районе. Это усадьба Пузынов в деревне Гремяча. В 2005 году райисполком передал здание с удивительнейшим парком на реке Пульве местному хозяйству «Восход–Каменец», которое 6 лет искало деньги и нашло — в 2011 году продало обветшавшую усадьбу частному предприятию за 620 миллионов рублей. Прошло три года, и в нынешнем, наконец, новые хозяева обратились к брестским реставраторам с просьбой о проекте консервации.

 

Усадебно-парковый комплекс Пузынов (д. Гремяча, Каменецкий район).Усадебно-парковый комплекс Пузынов (д. Гремяча, Каменецкий район)

 

Безапелляционный вывод прокуратуры: 20 лет бездействия собственников привели к окончательному превращению дворцово–паркового ансамбля в «остатки бывшей усадьбы в д. Гремяча» — так теперь в документах значится утерянное наследие.

А ведь даже представители Министерства культуры в 2011 году не увидели в бездействии руководства «Восход–Каменец» проблемы. Никто не виноват, получилось...

К слову, видами дома и парка можно насладиться, посмотрев фильм «Лето любви». В 1994 году белорусские и польские кинематографисты сняли в этом райском уголке художественную ленту по повести Бунина «Натали».

Каплица Ожешко в Закозели Дрогичинского района из–за равнодушия местных властей и жителей округи тоже скоро сровняется с землей.

 

Часовня-усыпальница Ожешков (д. Закозель, Дрогичинский район). Часовня-усыпальница Ожешков (д. Закозель, Дрогичинский район) - фото

 

В Ружанах разрушается синагога XIX века, в Столине — синагога XVIII века. В Лысково Пружанского района умирают костел Святой Троицы и «кляштор» миссионеров XVIII века.

 

Троицкий костел, д.Лысково (Пружанский район).Троицкий костел, д.Лысково (Пружанский район) - фото

 

Троицкий костел, д.Лысково (Пружанский район) - фото

 

Вот–вот развалится монастырь бонифратов 1785 года в Высоком. А в кобринской синагоге торговали спайсом, пока прокуратура не заставила собственника заложить проемы газосиликатными блоками. На территории области около двух десятков объектов культового назначения (историко–культурные ценности), которые оставлены на произвол судьбы хозяевами — религиозными организациями.

Многие памятники археологии — могильники, стоянки, селища — тоже могут исчезнуть из списка достопримечательностей. В ряде районов они даже не локализированы и не обозначены. Какая тут может быть охрана?

Печально...

Теперь о том, чем гордимся. Отреставрировали ружанский дворец Сапегов, усадьбу Костюшко в Меречевщине, усадьбу Немцевичей в Скоках. Завершается реставрация волчинского костела (Каменецкий район), продолжается возрождение дворца Пусловских в Коссово.

А где толпы любопытствующих?

 

Усадьба Немцевичей, д. Скоки (Брестский район).
Усадьба Немцевичей в д. Скоки - фото

 

В 2013 году количество организованных иностранных туристов по сравнению с годом предыдущим выросло в три раза — до 24 тысяч. Индивидуально приехали на Брестчину еще 83 тысячи человек. Если помнить, что формируется въездной туризм в области за счет санаториев и гостиниц, медалями за достижения награждать рано.

В прокуратуре считают, что данные неполные, так как нет анализа. Поэтому объективно оценить востребованность туристического маршрута, музея, брэнда, а значит, своевременно продумать маркетинг, нельзя.

Да не очень–то и стараемся. Туристско–информационный центр есть в Бресте и Иваново — в единственном из 16 районов Брестчины.

Открываю сайт «Брестчина туристическая». Нажимаю закладку «Туристические маршруты» — пусто. Только Ганцевичи удосужились уважить посетителя сайта, предложив выбор.

А сами маршруты? На сайте Березы пыталась найти проект «Семь чудес Березовского района», представленный на форуме «Музеи Беларуси». Так и не узнала, что же это за чудеса.

Иногда невозможно найти и сами достопримечательности. Мемориальная колонна XVIII века за деревней Скоки Брестского района, к примеру, летом была недоступна — сквозь кукурузу какой турист полезет?

 

"Скокаўскі Рахвал" - колонна между Скоками и Мотыкалами.
"Скокаўскі Рахвал" - колонна между Скоками и Мотыкалами. 19 мая 2012 года

 

По мнению прокуратуры, мешает успехам в туризме еще и отсутствие эффективного законодательства в этой сфере. Но грядут перемены. В этом месяце появится концепция развития туризма в стране. На основе ее разработают госпрограмму на 2016 — 2020 годы. В следующем году планируется внести изменения и дополнения в Закон «О туризме». Будут ужесточены правила работы экскурсоводов и гидов–переводчиков. Обо всем этом шла речь во время недавнего «круглого стола» в Минске по вопросам турбизнеса.

Ну и не забыть бы поменять наше отношение к тому, что рядом. К наследию, к гостям, к себе. Научиться находить необыкновенное в обыденном. Сумеем?