Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
21
янв 2015

СК завершил расследование беспрецедентного уголовного дела о суррогатном материнстве

 

TOMIN.BY

Следственный комитет завершил расследование беспрецедентного уголовного дела в сфере нарушения законодательства о вспомогательных репродуктивных технологиях.

Как сообщили в пресс-службе СК, уголовное преследование осуществлялось в отношении индивидуального предпринимателя О.М.Колесень  по двум статьям Уголовного кодекса Республики Беларусь: незаконная предпринимательская деятельность, подделка документов.

После полного и всестороннего установления всех обстоятельств противоправной деятельности Колесень, следствие завершилось. Ввиду акта амнистии принято решение о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

В процессе расследования было установлено, что действующее законодательство не в полном объеме позволяет эффективно контролировать процесс осуществления суррогатного материнства в Республике Беларусь. В этой связи Следственным комитетом проанализированы полученные данные и законодательство в этой сфере. Подготовлены предложения, которые направлены в адрес правительства Республики Беларусь.

Приводим текст документа от 12 ноября 2014 года:

«В Следственном комитете Республики Беларусь завершается предварительное следствие по уголовному делу, возбужденному в отношении индивидуального предпринимателя Колесень О.М. по фактам нарушения законодательства о вспомогательных репродуктивных технологиях.

Органом уголовного преследования Колесень О.М. подозревается в том, что с 2010 по 2014 годы в нарушение действующего законодательства оказывала гражданам услуги по сопровождению программы «суррогатное материнство». 

Так, она, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя (прочая деятельность в области права), организовала работу по подбору женщин, желающих стать суррогатными матерями. Одновременно подыскивала супружеские пары, в которых женщина по медицинским показателям не  могла зачать, выносить и родить ребенка. За организацию знакомств и встреч Колесень О.М. получала от супружеской пары вознаграждение от 2 000 до 4 500 евро. 

В процессе подбора женщин в качестве суррогатных матерей при наличии информации о социально опасном статусе семьи такой женщины Колесень О.М. производила подмену соответствующих документов. Для участия в программе «суррогатное материнство» в медицинское учреждение представлялось заведомо подложное заключение. При этом о существующих у суррогатной матери противопоказаниях супружеская пара в известность не ставилась. 

В ходе следствия установлены случаи, когда суррогатная мать по отношению к рожденному ею ребенку являлась генетической матерью, что запрещено ст. 22 Закона Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях».  

Проверкой данных фактов выявлено, что Колесень О.М., имея договоренность с врачом одного из учреждений здравоохранения, направляла к нему для проведения искусственной инсеминации суррогатных матерей. При этом Колесень О.М. объясняла гражданам, что при оформлении документов в медицинском учреждении суррогатная мать и мужчина должны указывать, что они якобы являются супругами. 

В свою очередь Колесень О.М. достоверно знала, что при проведении искусственной инсеминации оформление договора о суррогатном материнстве не требуется. Данная процедура проводится супругам, состоящим в браке, или супруге (по письменному согласию супруга) донорскими сперматозоидами в случае, если сперматозоиды ее супруга не могут быть использованы по состоянию его репродуктивного здоровья. Участие суррогатной матери в такой процедуре не предусмотрено. 

Преследуя свою цель (получение вознаграждения), Колесень О.М. обещала сторонам предоставить к дате родов документы о проведении экстракорпорального оплодотворения (далее – ЭКО) в клиниках Российской Федерации. При этом от женщин при заключении договора о суррогатном материнстве требовала везде указывать, что процедура ЭКО будет проведена на территории Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге в клинике ООО «АВА-ПЕТЕР».

В дальнейшем Колесень О.М. за отдельное вознаграждение (от 2 000 до 2 500 долларов США) передавала суррогатным матерям документы, подтверждающие проведение ЭКО в клинике г. Санкт-Петербурга. Впоследствии данные документы направлялись юристу организации здравоохранения, где рождались дети, и оформлялась их передача. 

В результате женщины (по договору суррогатные матери) передавали новорожденных детей, по отношению к которым приходились генетическими матерями, женщинам, которые по отношению к ребенку таковыми не являлись.

Основанием для передачи детей являлись нотариально оформленные договоры суррогатного материнства и поддельные документы из г. Санкт-Петербурга. Вышеуказанным способом в семьи передано трое новорожденных. 

Предварительным следствием установлено, что одним из факторов, способствовавшим совершению Колесень О.М. противоправных деяний, явилось несовершенство законодательства в области осуществления суррогатного материнства. 

Так, действующее законодательство не содержит норм эффективного контроля стадий осуществления суррогатного материнства, в том числе лиц, оказывающих юридические услуги по его сопровождению. Отсутствие контроля правильности проведения медицинских манипуляций, отбора «суррогатных» матерей, а также генетической принадлежности ребенка может влечь преступную передачу детей (торговлю людьми), на что обоснованно обращается внимание Министерством внутренних дел Республики Беларусь. 

Среди государственных органов, призванных осуществлять контроль деятельности в области суррогатного материнства (Министерство юстиции и Министерство здравоохранения), нет единого мнения о необходимости лицензирования консалтинговых услуг в этой области. С учетом необходимости исключения проникновения криминальных элементов в эту область представляется актуальным рассмотрение вопроса о лицензировании такой деятельности.

Возможным обеспечением контроля осуществления суррогатного материнства может являться и проведение генетической экспертизы ребенка до передачи его родителям в соответствии с договором.

Несмотря на наличие в Законе Республики Беларусь «О вспомогательных репродуктивных технологиях» указания о создании единого регистра доноров половых клеток для суррогатного материнства, указанный механизм не используется. А при невозможности помещения суррогатной матери яйцеклетки женщины из-за неспособности ее оплодотворения либо созревания граждане, в силу отсутствия донорских яйцеклеток, применяют «завуалированные» схемы донорства, при которых производится оплодотворение суррогатной матери, что противоречит законодательству. 

Особого контроля требует осуществление суррогатного материнства для иностранных граждан, связанное с вывозом родившихся детей за пределы Республики Беларусь, поскольку в такой ситуации государственные органы лишены возможности контролировать условия проживания такого ребенка, соблюдение его права на жизнь и безопасность. Решением подобного вопроса может быть обязывание граждан представлять в определенный период времени доказательства обеспечения условий жизни и воспитания таких детей. 

Целесообразно рассмотреть вопрос о возможном обследовании работниками уполномоченных государственных органов условий жизни ребенка на протяжении 3-5 лет с обязательным соблюдением врачебной тайны о применении вспомогательных репродуктивных технологий. 

Об изложенном сообщаем в порядке информации и предлагаем поручить Министерству здравоохранения и Министерству юстиции Республики Беларусь во взаимодействии с иными заинтересованными ведомствами разработать и законодательно закрепить нормы контроля за проведением программ суррогатного материнства, позволяющие исключить возможность незаконной передачи таких детей, обеспечить безопасность их жизни, здоровья и условий воспитания». 

В ходе расследования уголовного дела следствие пришло к выводу, что в действиях Колесень О.М. отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 181 (торговля людьми) Уголовного кодекса Республики Беларусь. Ведь по действующему законодательству под торговлей людьми понимается купля-продажа человека или совершение иных сделок в отношении его, а равно совершенные в целях эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение человека. Непосредственным объектом при торговле людьми выступает личная свобода человека, лишающая его возможности самостоятельно определять место жительства, род деятельности, превращая его в раба, в товар, унижая честь и достоинство личности.

В ходе предварительного расследования факты эксплуатации детей, равно как унижение их чести и достоинства, не выявлены. 

Следственный комитет рассчитывает, что заинтересованные ведомства примут необходимые меры по усовершенствованию законодательства в данной сфере медицины. 

 

Возбуждено уголовное дело о незаконном суррогатном материнстве в Беларуси