Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
15
март 2015

Сельский фельдшер из Ивановского района в выходные работает церковным звонарем

 

Валентина КОЗЛОВИЧ, «СБ-Беларусь Сегодня»

В деревне Овзичи Ивановского района нет ни клуба, ни магазина, ни почты. Центр цивилизации — фельдшерско–акушерский пункт. Его хозяйка Вера Владимировна Кузина — не только фельдшер, но еще и главный советчик для стариков в житейских делах. На работе шесть дней в неделю — с половины седьмого утра. Приезжает из соседних Вороцевичей.

 

 

С Верой Владимировной мы познакомились во время презентации альбома «Лица деревень, которые исчезают» («У деревни доброе лицо», «СБ» за 24 декабря 2014 года). Запомнилось мне сказанное заведующей отделом традиционной культуры Брестского областного общественно–культурного центра, координатором культурного проекта «Вёска, якая не павiнна знiкнуць» Ларисой Быцко:

Исчезновение любой деревеньки напоминает исчезновение целой планеты, ведь каждая имеет свой диалект, историю, традиции, обряды.

Каждая деревня и ее жители интересны по–своему. Вот и подумалось: надо навестить Веру Владимировну. Пока не закрыли в неперспективных Овзичах ФАП.

В 65 лет работать фельдшером и ездить на работу на скутере — это удивляет, конечно. Но по праздникам подниматься на церковную колокольню и звонить — еще более необычно. Вера Кузина — церковный звонарь в храме деревни Вороцевичи. Хотя женщинам такое дело доверяют крайне редко.

Встретились с Верой Владимировной мы в рабочий день. Потому не на колокольне, а в ФАПе. Хозяйка провела экскурсию по зданию, которое вместе с санитаркой Валентиной Климович и с помощью сельчан недавно отремонтировали.

В деревне живут в основном старики. Десять человек — инвалиды, из них двое прикованы к постели, один — участник войны. Кроме лекарств, требуют внимания. Многих приходится обслуживать на дому.

 

 

В медицине Вера Кузина с 1967 года. Две дочери стали медиками. Зять. Внучка. Еще одна внучка готовится к поступлению. После учебы все вернулись работать в Ивановский район. Династия. Но меня интересует, кому же Вера Владимировна передаст мастерство церковного звонаря? Ее научила звонить тетя, которая еще и пела в церковном хоре. А она сама кому талант передаст?

Младшая дочь Татьяна просится в ученицы. Сейчас это не опасно, как раньше.

Вера Кузина вспоминает, что за церковь ей часто приходилось стоять в школе в углу, но мать все равно брала дочь с собой. «В семье я хозяйка», — твердила. Умирая, наказала по воскресеньям ходить на службу.

Но сельский храм на улице имени Надежды Крупской в советские годы не устоял — закрыли... Вера Владимировна была лучшим фельдшером района, заведующей ФАПом, депутатом — и вдруг взялась ходатайствовать о восстановлении церкви:

Хотели в храме музей сделать — люди не дали. Бросили работу, взяли в руки вилы — и не дали. А потом майский ураган снес купола. И облюбовали церковь голуби... Люди собирали подписи за открытие храма, но безрезультатно. Тогда я составила письмо–прошение в совет по делам религий в Минск. Велела сельчанам переписать начисто и приложить собранные подписи. А они приехали с моей бумажкой в райисполком и там хотели переписать. Но у них забрали листок — и в сельсовет. Председатель все поняла, но не сказала, кто писал. А директор школы принес школьные медицинские карты и сверил с письмом. Имела я массу неприятностей. В райисполкоме просили отказаться от письма. Не отказалась. Потом все, кто тогда меня ругал, ходили в церковь.

Больше 20 лет, как отремонтировали Крестовоздвиженский храм в Вороцевичах. Много пришлось сельчанам постараться. Десятки телег голубиного помета вывезли к Кузиным в огород — местное хозяйство запретило выгружать в поле. Прихожане вернули церковные иконы, которые спасали дома, Евангелие, паникадило, книги.

С тех пор Вера Владимировна и поднимается по праздникам на старинную колокольню:

Вначале некому было. А сейчас матушка Александра, супруга настоятеля — отца Дионисия, научилась звонить. На колокольне — четыре колокола. Торжественно звонят, красиво.

Без веры, считает Вера Кузина, жить нельзя:

В безбожные годы людям некуда было девать себя. Стали пить. А сейчас в церковь сельская молодежь не ходит. Не приучена в семьях. С верой же человек духовно богаче.

Сельский доктор пригласила меня на пасхальную службу в Вороцевичи. Обещала продемонстрировать мастерство звонаря. На Пасху, к слову, разрешается звонить всем — от мала до велика.

 

Это интересно

В практике звонарей западных регионов Беларуси сложились три вида звона: «На сбор» — одиночные медленные удары в самый большой колокол (благовест). Звон «Во вся» — звонят во все колокола (трезвон). И «По душе» (погребальный) — чередование одиночных ударов всех колоколов в самом медленном темпе.

 

Кстати

Церковь в Вороцевичах, возведенная в 1872 году, — не единственная достопримечательность деревни. Здесь работает картинная галерея знаменитого земляка — художника и музыканта Наполеона Орды. Неподалеку на старинном фундаменте возводится копия дома, где родился Орда.

 

В тему

В Вороцевичском храме побывала экспедиция под руководством этномузыковеда, кандидата искусствоведения Елены Шатько. В минувшем году вышла ее книга «Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность». Все собранные материалы, в том числе фотографии колоколов сельских храмов, звонарей, документальный фильм, через Министерство культуры будут направлены в штаб–квартиру ЮНЕСКО для внесения элемента «Традиционное звонарство» в Список всемирного наследия. 13 из 24 предложенных храмов со старинными колоколами располагаются на территории Брестской области.

 

Фото автора.