Расписание движения транспорта в Бресте Афиша Бреста
 

 

 
10
апр 2014

Депутаты в первом чтении приняли проект изменений в законодательство за ужесточение ответственности водителей

 

Анна Рудь, AUTO.TUT.BY

Проект изменений в законодательство, который в процессе подготовки несколько раз изменялся, переписывался и возвращался на доработку, сегодня наконец рассмотрели депутаты - и приняли в первом чтении. Что может ждать водителей, если документ пройдет все инстанции и будет подписан президентом?
 

"Письма счастья" за парковку

Одно из самых долгожданных и важных нововведений - привлечение к ответственности за нарушение правил остановки и стоянки на основании фото- или видеофиксации. Реализовано должно быть так же, как и штрафы за превышение скорости, зафиксированные камерами: привлекаться будет по умолчанию владелец, наказание будет неизбежным.

Как это будет выглядеть технически, пока непонятно. Если законопроект будет принят, то у соответствующих структур будет какое-то время подумать, как реализовать его требования на практике. AUTO.TUT.BY видит три возможных варианта (основываясь на аналогичном опыте других государств):

- технические средства - назовем их камерами - выдадут инспекторам ГАИ, и они будут вместо оформления протоколов и принудительной эвакуации автомобилей нарушителей просто делать снимки и передавать их в какой-то единый центр для обработки и оформления штрафных квитанций. Затем "письма счастья" будут рассылаться по почте автовладельцам; 

- оформление протоколов сотрудниками ГАИ на месте - с параллельной фиксацией нарушения на фото или видео для тех, кто позже захочет его оспорить. Но именно эти, настоящие, "квитанции под дворники" - сейчас для Беларуси вариант маловероятный;

- создание территориальных муниципальных парковочных служб: камеры выдадут гражданским сотрудникам, и именно они будут заниматься фиксацией и последующей передачей в ГАИ для оформления фактов нарушения;

- камеру никому в руки не дадут, а установят ее на специальный автомобиль (гражданский или оперативный, неважно) для фиксации нарушений именно в автоматическом режиме, исключая человеческий фактор. Подобным путем пошли власти Москвы для борьбы с нарушителями правил остановки и стоянки в центре города: по участкам дорог, на которых запрещена парковка, курсирует автомобиль муниципальной парковочной службы, который в автоматическом режиме фиксирует номера автомобилей нарушителей и факты нарушений, а затем передает данные в единый центр.

За нарушение правил парковки "с камер" будет отдельный штраф: 1 базовая величина (сегодня - 150 тыс. рублей) владельцу легкового автомобиля, 3 базовых (450 тыс.) - владельцам грузовиков, тракторов, автобусов и пр. 

 

Новые статьи и штрафы за скорость

Законопроектом может быть введена ответственность за превышение скорости, зафиксированное именно камерами - плюс для такого случая появятся новые градации превышений. 

Сегодня с точки зрения законодательства ответственность за превышение не зависит от способа его фиксации: попался водитель на камеру или на радар инспектора - статья одна и та же, только применение санкций разное (в "письме счастья" по умолчанию будет минимально возможный за данное нарушение штраф).


Теперь же планируют эти нарушения разделить и закрепить в разных частях ст. 18.13 КоАП.

Помимо ныне существующих 4 частей статьи (превышение на 10-20 км/ч, на 20-30 км/ч, на 30 и более км/ч, а также повторно на 20 и более км/ч в течение года) появятся: 

часть 5: превышение, зафиксированное камерами, на 10-20 км/ч - штраф в размере 0,5 базовой величины (по сути - то же, что и сейчас);

 

часть 6: превышение, зафиксированное камерами, на 20-30 км/ч - штраф в размере 2 базовых величин (по сути - то же, что и сейчас);
 

часть 7: превышение, зафиксированное камерами, на 30-40 км/ч - штраф 4 базовые величины (новое!);
 

часть 8: превышение, зафиксированное камерами, на 40 и более км/ч - штраф 6 базовых величин (новое!).

Соответственно, если изменения будут приняты, принцип "повторности" к нарушениям, зафиксированным камерами, применяться не будет - нет правовых оснований, санкции ч.4 ст.18.13 КоАП более не могут быть отнесены к нарушениям с камер.

Штрафы "за погоню"

За несоблюдение требования сотрудника ГАИ об остановке ТС будет один штраф, за попытку уйти от ГАИ (если действия водителя заставили инспекторов начать погоню) - другой. 

Сейчас игнорирование требований ГАИ грозит штрафом до 3 млн, предлагается же добавить в санкции возможность лишения прав - по новому законопроекту несоблюдение требований об остановке чревато штрафом от 3 до 6 базовых (450-900 тыс.) или лишением прав на срок до полугода. Если же ГАИ оказалась вынуждена преследовать нарушителя, то размер штрафа возрастет до 5-20 базовых (750 тыс. - 3 млн рублей) с лишением прав на срок до 2 лет или без лишения.

 

На взгляд AUTO.TUT.BY, норма очень неоднозначная: определить, когда несоблюдение требований перерастает в необходимость преследования, сложно. Поэтому как подобные ситуации будут трактовать должностные лица ГАИ, пока неясно.

 

Усиление ответственности за непройденный техосмотр

Сейчас владельцу, который вовремя не прошел техосмотр, грозит от предупреждения (как нам кажется - давно не выносится) до 2 базовых величин (300 тыс. рублей). Ответственность может увеличиться до 1-3 базовых (150-450 тыс. рублей), плюс в статье появится повторность - за повторное в течение года аналогичное нарушение предлагают штрафовать на 2-5 базовых (300-750 тыс. рублей).